There is need for JavaScript.

Аэропорт Бен Гурион


В свое время все мы жадно зачитывались «Аэропортом» Хейли. При том, что литературно вещь слабая, любовные линии схематичны, но подробно описанная работа самого аэропорта, сложнейшего организма, целого государства – увлекала почище любого детектива.


И тут я оказалась на экскурсии по израильскому аэропорту. Ну, я думаю, не у меня одной от вида взлетающих самолетов всё взмывает внутри им вослед, хочется лететь немедленно!

Нас провели по внутренним помещениям, показали, как работает аэропорт сегодня, когда он обслуживает около 15 миллионов пассажиров в год.


Аэропорт Бен-Гурион — самоокупающаяся организация, он не получает денег от государства, при этом ворочает миллиардами и продолжает расширяться, достраивать новые здания, терминалы и пр.


Каждый пассажир приносит доход. Чашечка кофе? Бутерброд? По цене обеда в ресторане. Лучше взять бутербродик из дому. Основной Duty Free платит аэропорту за помещение около 140 миллионов долларов в год. Ха-ха! Стало понятно, почему там товары золотые!


Еще один источник дохода аэропорта – частные самолеты. Дома в гараже самолет не поставишь, и хозяева самолетов держат их в особой «конюшне» в аэропорту. Ну и платят за это соответственно. Это я пишу для тех, кто мучается проблемой стоянки для личного самолета.


У аэропорта три собственные электростанции: одна работающая, две запасные — на случай, если первая выйдет из строя. Как сказал наш гид, мощность ее такова, что аэропорт мог бы поставлять электричество государственной электрической компании Хеврат Хашмаль.


В ту секунду, когда пассажир заходит в здание аэропорта, он попадает в поле действия многочисленных скрытых камер слежения, Большой Брат следит за ним в любой точке, включая туалеты. Этого требует безопасность – аэропорт Бен-Гурион считается лучшим в мире в этой области.


В этом году из залов исчезли огромные «телевизоры», проверяющие чемоданы, и столы, где служба безопасности потрошила сомнительный багаж. Стало просто и комфортно: пришел, получил билет, сдал чемодан без всякой проверки – и иди себе на посадку.


Дело в том, что аэропорт установил супер-современную электронную систему проверки багажа. Сданный чемодан проезжает четыре километра до места, откуда его грузят в самолет. Мы были в этих залах – над головами, на нескольких уровнях, несутся на лентах по разным направлениям чемоданы. Фантастическое зрелище!


Чемодан проезжает через систему проверки, напоминающую УЗИ, камера сканирует послойно всё, что есть внутри. Если всё в порядке, чемодан проносится дальше, по направлению к самолету беспрепятственно. Если что-то в чемодане вызывает сомнение системы, она отправляет его на боковую ветку, где его просвечивает еще более умная камера. Если и она сочтет содержимое подозрительным, то отправляет чемодан в помещение, где сотрудники безопасности проверяют его вручную.


Появлением этой системы мы обязаны члену Кнессета от арабской партии Ахмеду Тиби. Израильтянам этот персонаж известен, но в данном случае он сделал доброе дело. Он подал жалобу в Верховный суд Израиля на то, что пассажиров-арабов в аэропорту обыскивают гораздо более придирчиво, чем других, и это их обижает и унижает.

Верховный суд счел, что он прав, и аэропорт приобрел эту новейшую систему проверки, которая обошлась ему в пару миллиардов долларов.


Еще о безопасности. Есть раззявы-пассажиры, у которых отсутствует чувство времени. Да и со слухом, наверно, не очень, так как они не слышат объявления, в том числе и персональные :«Господина NN просят пройти на посадку!». А раззява застрял в Duty Free или увлекся Фейсбуком, а самолету пора улетать. Тогда – ох! — всех пассажиров выводят из самолета. Выгружают весь багаж, везут в аэропорт, и там пассажиры разбирают свои чемоданы. Тот чемодан, который остался на ленте – и есть багаж раззявы, и уж этот чемоданчик служба безопасности распотрошит до микронов! Это тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть.


Еще нас провели в башню, где находится рубка диспетчеров: там куча умных мониторов и еще более умных сотрудников. И полный визуальный обзор летного поля: какой самолет садится, какой взлетает.


tarnegolet