There is need for JavaScript.

2.Персоналия: памяти профессора Кристофера Йоттеруда.

Персоналия: памяти профессора Кристофера Йоттеруда.

Эту инициативу мы посвящаем памяти знаменитого норвежского правозащитника, профессора ядерной физики университета Осло Кристофера Йоттеруда (1931-2001). Профессор Йоттеруд один из тех, кто самым активным образом поддерживал советских евреев в "героический" период борьбы за право репатриации в Израиль — в 70-80-е годы. Его "интервенции" были настолько действенны, что советские власти решили его "репрессировать" — с 1980 по 1989 гг. ему не давали въездной визы в СССР, что, однако, не уменьшило энергии, с которой Кристофер Йоттеруд выступал в защиту Андрея Сахарова, Юрия Орлова, Анатолия Щаранского, других правозащитников и еврейских "отказников", против государственного антисемитизма в СССР. Являясь руководителем "Норвежского Комитета помощи советским евреям" (сейчас: "Норвежский Комитет помощи евреям СНГ") и членом Правления массовой норвежской общественной организации "Поможем евреям вернуться домой" ("Help the Jews Home"), Кристофер Йоттеруд и в 90-е годы продолжал оказывать помощь правозащитному движению в нашей стране. Кристофер Йоттеруд также активно выступал против совершаемых по приказу Белграда этнических чисток мусульманского меньшинства в Боснии и Косово, постоянно защищал права беженцев — тех, кого власти Норвегии хотели выслать из страны. Будучи членом Норвежской Евангельской Лютеранской Церкви, выступал против введения в школах Норвегии "Закона Божия" как обязательного предмета, справедливо усматривая в этом дискриминацию религиозных меньшинств, а также атеистов.

Кристофер Йоттеруд был человеком фантастической доброты и неиссякаемого юмора. Всей своей жизнью и деятельностью он на практике воплощал главный принцип мирового правозащитного движения — признание самоценности и сверхценности защиты прав каждого конкретного человека. Принцип этот восходит к древнейшей еврейской традиции (см. ниже: "Кто спасет одну жизнь — спасет целый мир"). Кристофер Йоттеруд скончался 30 декабря 2001 года после 3-х лет мужественной борьбы с неизлечимой болезнью. Проститься с ним пришло множество людей. В Слове Елены Георгиевны Боннэр, зачитанном на панихиде, говорится:

"... Так горько, что ушел из жизни такой чистый и сострадательный к людям человек, каким был Кристофер. Мы не очень много общались лично, но после каждой встречи с ним я всегда поражалась, как глубоко он понимает наши проблемы. Казалось бы — где Норвегия и где мы, и что там значат наши беды. В таких как Кристофер всемирно неравнодушных людях будущее наших детей и внуков..."

Имя Кристофера Йоттеруда внесено в Золотую книгу Иерусалима.


"Кто спасет одну жизнь — спасет целый мир"

"Одно из самых красноречивых еврейских высказываний о ценности человеческой жизни находится в необычном тексте: предостережении древнееврейского суда свидетелям по делам об убийстве. Вдобавок к обычным предупреждениям относительно лжесвидетельства судьи поясняют, почему Б-г создал сначала одного-единственного человека — Адама. "Чтобы научить вас, — предупреждаются свидетели, — что кто отнимет одну жизнь, согласно Торе, уничтожает целый мир, а кто спасет одну жизнь, согласно Торе, спасает целый мир" (Мишна, Санhедрин, 4:5)...

Во многих изданиях Мишны это место изменено. "Кто уничтожает одну еврейскую жизнь, рассматривается Торой как уничтожающий целый мир, а кто спасает одну еврейскую жизнь, считается спасающим целый мир". Это изменение, на мой взгляд, неправомерно, поскольку бесконечная ценность человеческой жизни восходит к Адаму, а Адам не был евреем.

Эти представления об уникальной ценности человеческой жизни имеют правовой, а не только нравоучительный смысл. Отсюда, например, следует, что спасение многих жизней за счет одной невинной не разрешено, поскольку и "многие", все равно не могут быть больше "бесконечности"..." (стр. 451).

Цитируется по книге Раби Йосефа Телушкина "Еврейский мир" (Rabbi Joseph Telushkin, "Jewish Literacy") / Гешарим, Иерусалим, 5753 & Еврейский университет, Москва, 1992. Книга раби Телушкина (США) "Еврейский мир" — это 350 кратких эссе о различных аспектах еврейской истории, религии, общественной жизни от древности до наших дней.